Мексиканские зарисовки
Индейцы майя
На самом деле Мексику можно считать родиной индейцев майя с некоторой натяжкой. Во-первых, истинно мексиканскими обычно считаются народы, проживающие в центральной части страны, районе современного Мехико — это сапотеки, миштеки (кстати, от названия этого народа и произошло название всей страны). Даже грозные и властные ацтеки — мексиканцы в большей степени, чем майя. И вот почему.
Зарождение цивилизации майя происходило примерно 4000 лет назад на территории современной Гватемалы, там появились первые города, сформировались отличительные культурные особенности, в том числе, майяская письменность и система летоисчисления. И только спустя несколько сотен лет, в IX веке н. э. майя переселяются на Юкатан — полуостров, входящий в настоящее время в состав Мексиканских штатов.
Причины этого масштабного перемещения этноса до сих пор вызывают у историков множество споров. Кто-то утверждает, что виной всему некое стихийное бедствие, кто-то уверен в истощении природных запасов освоенных территорий, а кое-кто ищет религиозно-мистические предпосылки. Какова бы ни была история майяского переселения на Юкатан, завершилась она весьма плачевно. К моменту прибытия на полуостров испанских колонистов города майя уже были в глубоком упадке.
Прошло немало времени, прежде чем культура майя начала открывать свои секреты сначала путешественникам-энтузиастам, а затем профессиональным исследователям. Сегодня эти секреты стали, пожалуй, самым востребованным экспортным товаром. Они становятся основой для голливудских блокбастеров, источником вдохновения для писателей и публицистов, музой для художников, но самое главное — привлекают в страну миллионы туристов.
К счастью, путешественники, которые хотят узнать о Мексике и людях, ее населяющих, чуть больше, чем пишут путеводители, могут это сделать, отправившись в самостоятельную поездку по этой удивительной стране.
Взаимная ассимиляция
Главным соседом Мексиканского государства является США. Столь сильная и активная в своей внешней политике страна стала для Мексики и «наградой», и наказанием. С одной стороны, мексиканцам не приходится думать о внешней безопасности: Штаты вряд ли допустят в Центральноамериканский регион представителей иной державы, с другой стороны — соседство с богатой страной способствует развитию различных пороков. Наркотрафик, контрабанда, банды уличных хулиганов, коррупция и так далее, — все это имеет здесь место.
Как и первые иноземцы, выменивавшие у индейцев огромные земли за зеркальца, бусы и прочие побрякушки, США продолжает «оккупировать» экономику страны, убеждая мексиканцев, что лучший напиток — это «Пепси», лучшая еда — фаст-фуд, и вообще все культурные ценности великой державы необходимо немедленно претворять в жизнь.
Именно под влиянием американских корпораций в Мексике прекратило свое развитие железнодорожное сообщение. Еще в середине 20 века станции были во многих крупных городах — Мериде, Пуэбле, Мехико и других, — теперь по автодорогам колесят бывшие в употреблении грузовики и автобусы производства США.
С другой стороны, подобно мигрантам из Средней Азии, едущим в Москву в поисках больших заработков, мексиканцы, кто легально, а кто не совсем, попадают в Штаты, чтобы работать на стройках и производствах. Если вам придется активно общаться с местным населением, то среди новых знакомых обязательно окажется несколько таких экс-гастарбайтеров. А уж насколько «влиятельной» оказывается латиноамериканская культура в США, наглядно показывает Голливуд.
Мексиканская начинка
Даже неискушенный в нюансах внутренней политики турист уже через несколько дней пребывания в Мексике начинает задаваться некоторыми вопросами. Например, почему в ТВ-программах, сериалах, среди политиков встречаются в основном люди с европейской внешностью, в то время как на улицах практически одни индейцы. На этот вопрос рядовой гражданин, пожалуй, вздохнет и скажет, что в высший свет путь ему заказан, там только «белые». Кстати, такая ситуация характерна для всех стран Центральной Америки. Здесь европейские колонисты практически не смешивались с местным населением, заботливо сохраняя за собой привилегированное положение в стране.
Хаотичное развитие местной экономики, влияние крупных корпораций определили появление монополий. Турист в первую очередь столкнется с монополией транспортной. Множество автобусных компаний, создающих видимость конкуренции, на самом деле входят в транспортные сети. Обычно автофирмы представляют под разными брендами перевозки первого и второго класса, что позволяет им держать довольно высокие цены на билеты. Страна поделена на разные зоны, так что проехать, как, например, у нас из Владивостока в Москву, не меняя транспортного средства, не удастся. Переезжая с севера на юг, придется пересесть из автобуса одного перевозчика на рейс другого. Но стоит сказать, что сервис в автобусах на очень высоком уровне, то есть, в принципе, стоимость билетов компании отрабатывают.
Мексиканское государство — это так же, как у северного соседа, объединенные под одной политической крышей, во многом автономные штаты. Так что, к примеру, туристическую политику регионы ведут самостоятельно. Путешественнику стоит помнить об этом, планируя расходы на музеи. Именно в этом вопросе начинает сказываться известность майя.
В штате Юкатан, где расположены одни из самых знаменитых индейских руин — Чичен-Ица, Ушмаль и ряд других, цены на посещение достопримечательностей в три раза выше, чем в среднем по стране (стандартный билет стоит 51 песо, $1 – это 12 песо).
Немного о традициях
Несмотря на довольно активную американскую экспансию, мексиканцы остаются верны традициям. Очень многие носят национальную одежду или какие-то ее атрибуты, празднуют некоторые языческие праздники, а индейский язык — науатль — считается вторым государственным после испанского.
Верны мексиканцы и своей небесной покровительнице — Деве Марии (здесь ее называют Virgin de Guadelupe). Историю о ее чудесном явлении индейцу Хуану, принявшему христианство, с детства знает каждый житель страны. Кстати, ученые утверждают, что возникновение этой легенды, где Богоматерь предстала в образе индианки, позволило быстро обратить жителей Нового света в католическую веру.
Утром 9 декабря 1531 года, когда Хуан шел в церковь, на холме Тепейак (север современного Мехико) он услышал как будто тысячи поющих птиц. Вскоре он увидел женщину, стоящую в светящемся облаке тумана. Внешне она была больше похожа на индейскую девушку. Она назвалась Девой Марией, пожелала, чтобы на месте их встречи был построен храм. Когда Хуан обратился с этой просьбой к священнику, тот высмеял его, и потребовал представить доказательства.
Через несколько дней индеец принес епископу свою накидку, в которой были завернуты розы, но когда он развернул ее, на ткани проступил светящийся лик богоматери. Спустя годы, когда храм был уже построен — Дева Мария была коронована как покровительница Мексики. Ежегодно в знаменитой базилике, где хранится изображение, проходят праздничные церемонии.
Впрочем, некоторые местные мероприятия сложно отнести к языческой или христианской традиции.
Например, здесь существует обычай особенным образом праздновать 15-летие девушек. Именинницу называют кинсьонера (от исп. quince — 15), а само мероприятие очень напоминает выпускной вечер в школе, с одним лишь условием — «выпускница» только одна. Программа такого празднества включает посещение церкви, бурное застолье, обязательный танец кинсьонеры с одним из друзей-ровесников и фотосессию на фоне заката.
В селах штата Чьяпас на юге Мексики остается традиция давать ребенку имя по названию какого-либо животного. Так, во время рождения младенца вокруг дома насыпают полосу из мела, а через несколько часов смотрят, какое животное оставило на ней след.
Добавьте свой комментарий
Вы