Путешествие во Вьетнам
Каких то 5-7 лет назад приглашение поехать отдыхать во Вьетнам вызвало бы недоумение. В памяти всплывает куча газетных и кинематографических штампов: американская военщина, выжженные напалмом деревни и рисовые поля, ловушки и непроходимые джунгли. США с позором вышли из вьетнамской войны, зато Голливуд выжал из неё не один миллион долларов.
Теперь война стала историей даже для самих вьетнамцев.
Десятилетия спустя Запад вновь ринулся во Вьетнам, теперь уже в поисках новых туристических направлений, порядком устав от Гавайев и Лазурного берега, где персику упасть негде из-за туристов. Цитадель непобеждённого социализма с широкой улыбкой из-под конической шляпы предлагает завоевателям нетронутую субтропическую природу, бесконечные белые песчаные пляжи, древние пагоды и монастыри, буйволов и лотосы, шелка из сказочных драконов, всю энергию своего бедного и трудолюбивого народа.
За копейки
В Ханое, северной официальной столице Вьетнама, немного поторговавшись, за несколько долларов действительно можно купить всё. В бесконечных лавочках найдётся любой сувенир ручной работы из камня и дерева, шёлковая национальная одежда, вышивки и украшения. За пару долларов можно постричься в парикмахерской: кресло стоит прямо на улице, зеркало прибито к дереву. В любой конец города можно доехать за те же несколько долларов на рикше и мотобайке.
Только с движением некоторые проблемы: машины тут – большая редкость, так что навстречу каждой, в пять рядов, не соблюдая полос, едут велосипеды, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и ещё что-то.
Про черепаху и Халонг
Давным-давно, ещё до победы социализма Ханой был городом торговцев и название его звучало как Тханг-Лонг, что означает город Взлетающего дракона. Улицы старого города до сих пор расхваливают свой товар: улица Специй, улица Зеркал, улица Шёлка, улица Полотенец, а там и до улицы Надгробий рукой подать. Прямо в центре города расположено озеро Возвращённого Меча – Хуанкиен. Посреди водной глади возвышаются старинная падога и остров Большой Черепахи с храмом, посвящённым ей же. По берегам озера сверкают огнями рестораны, ханойская опера и даже Дворец пионеров.
Так вот, что касается взлетевшего дракона Тханг Лонг. По легенде, которой во Вьетнаме доверяют больше, чем газетным новостям, дракон направился на север и, отлетев километров 300 от города, спикировал прямо в Голубой залив. Но тут его настигла божья кара и он был превращён в 1000 каменных глыб, возвышающихся над водой. Халонг – залив Приземляющегося Дракона называют восьмым чудом света, и он действительно поражает воображение. Первое впечатление от Халонга вызывает ассоциации с какими-то шедеврами сюрреализма.
Скалы самых причудливых и фантастических форм окутаны туманной дымкой. Все корабли залива оснащены двумя остроугольными оранжевыми парусами.
Двухпалубные деревянные катера, нос которых увенчан головой дракона, величественно скользят по синей глади между «бойцовыми петухами», «вазой для ароматных палочек», «каменной лягушкой» и «стариком-удильщиком» — у каждого камня, торчащего над водой, своё историческое название.
День, проведённый в этом затерянном месте, незабываем. Самых смелых привлекает возможность понырять с верхней палубы корабля в чистейшие и тёплые воды залива, исследователи получат удовольствие от освоения гротов со сталактитами и сталагмитами, а гурманов не оставит равнодушным обед из восьми-девяти блюд, поданных на нижней палубе корабля.
Страна столиц
Во Вьетнаме на удивление много столиц помимо официального Ханоя. Древняя столица с благозвучным названием Хюэ – с цитаделью и императорским дворцом — сейчас считается самой цветочной. Прямо через город течёт Ароматная река, по преданию, вытекающая из лотоса. По берегам растёт немыслимое количество цветов и трав с одуряющим ароматом. На реке много небольших двухвесёльных лодок, в которых женщины держат вёсла пальцами ног и очень ловко гребут, походя на лягушек. Руками они при этом продают фрукты и просто нянчат детей. Внутри главной цитадели находятся музеи и памятники многочисленным императорам, которых сейчас в основном различают по количеству наложниц, колеблющемся от 12 до 500.
Площадь перед Императорским дворцом украшают сад камней и множество деревьев бонсай, среди которых установлены два чана. Как выяснилось, это вовсе не украшение, а орудие казни. В древности в них плескалось кипящее масло , в которое кидали чиновников-взяточников.
В Хояне – шёлковой столице Вьетнама – из дверей бесчисленных магазинов, как вода из чаши, стекают разноцветные нежные шелка и трепещут на ветру. Шёлковые пижамы, халаты, платья, рубашки, пестрят переливчатыми драконами и лотосами.
Если тебе что-то не подошло, тут же подгонят по фигуре или за час сошьют что угодно. Поражают целые картины вышитые шёлком вручную. Прелестных шелкошвеек можно тут же в мастерской наблюдать за работой. Неподалёку от города есть Мраморная гора с деревьев мастеров-ваятелей, где у каждого дома продаются изделия из разноцветного мрамора – от изящных вазочек до целых садовых фонтанов.
В самой горе, в пещерах, высечены из мрамора буддийские храмы, и в мерцающем свете там возникают величественные статуи Будды. Местное население организует в эти храмы экскурсии для туристов. Вообще вьетнамцы хорошо относятся к туристам, везде можно объясниться по-английски и часто даже по-русски. Особенно любят они, как ни странно, французов: Вьетнам долгое время был французской колонией. Колонизаторы вложили много средств в страну, строили дороги, театры, мосты. Оставили след в архитектуре многих городов. Любой вьетнамец расскажет об острове Дошу, на который высадились когда-то колонизаторы, с него же уплыл последний француз, когда ему наконец приелся жаркий влажный климат страны.
Город американских ветеранов
Есть во Вьетнаме ещё одна столица, пожалуй, главная, которую все до сих пор называют Сайгон, хотя она давно переименована в Хошимин. Это самый европейский город страны, с бутиками и променадами, ресторанами и ночными клубами. Жители южной столицы считаются самыми зажиточными. Французские колонизаторы выстроили в городе католический собор Нотр-Дам-де-Сайгон, уменьшенную копию собора парижского.
Правда, на каждом шагу в Хошимине тебе напоминают о минувшей войне. Имена вьетнамских героев увековечены в памятниках и названиях улиц и площадей. Есть даже целый музей американских преступлений. В годы войны знаменитый шикарный Rex-отель был штаб-квартирой западной прессы. Здесь пели Rolling Stones, известные борцы за мир, тем не менее приезжавшие поддержать дух соотечественников. Американским туристам трудно на это смотреть, но известно, что многие ветераны возвращаются в Сайгон, чтобы осесть здесь навсегда. Недалеко от Сайгона находиться ещё одно место паломничества туристов – дельта реки Меконг. Здесь снимался знаменитый фильм Копполы «Апокалипсис сегодня».
Огромный Меконг впадает в Южно-Китайское море, образуя хитросплетение бесчисленных речек и каналов.
По проточкам движутся целые флотилии лодок, над водой нависают живописные лачуги, держащиеся буквально на честном слове, вокруг них плещутся дети и стирают белые хозяйки, а главы семейств большим ситом вылавливают со дна улиток.
Свернув в один из зелёных тоннелей, легко попасть в уютный ресторанчик под навесом из пальмовых листьев. Ожидая заказ, можно погулять по саду разбегающихся тропинок или покачаться в гамаке, подвешенном рядом со столиком. Здесь, в отличие от отелей, где вся еду абсолютно европейская, стоит отведать собственно вьетнамскую кухню. Она, слава богу, не так остра, китайская. Обычный обед включает в себя 9-12 блюд: например, голубцы в рисовой бумаге, которая буквально тает во рту, блинчики похюэ (от названия города) с креветками, запечённые кальмары, суп из угря – подаётся в кокосовом соусе, мясо с пряной подливкой … А любители острых ощущений могут отведать змеиной крови или сердца. На десерт.
Автор: Никита Савельев
Добавьте свой комментарий
Вы